Первые признаки аутизма у взрослых, общие симптомы патологии

Добавить комментарий

Синдром аутизма

Различия аутизма и шизофрении

Базовые симптомы при шизофрении и аутизме

Шизофрения

Аутизм

Расстройства мышления – разорванное, непоследовательное и бессвязное мышление.

Нарушение коммуникации – не использование речи, неспособность играть с другими.

Расстройства эмоциональной сферы – в виде депрессивных эпизодов и приступов эйфории.

Стремление к изолированности – отсутствие интереса к окружающему миру, агрессивное поведение на изменения.

Расстройства восприятия – галлюцинации (слуховые и редко зрительные), бред.

Стереотипное поведение.

Интеллект, как правило, сохранен.

Задержка речевого и интеллектуального развития.

Аутизм у взрослых

Личная жизньПрофессиональная деятельностьЖизненные условияСоциальные сообщества

Тестирование взрослых на наличие аутизма

Существует несколько десятков видов диагностических инструментов, что применяются во время выявления аутизма. Давайте ознакомимся с самыми распространенными методами диагностики:

  1. Тест RAADS-R применяется при таких заболеваниях, как аутизм, шизофрения, невроз, тревожное расстройство и депрессивный синдром.
  2. Aspie Quiz — современный метод тестирования пациентов, состоящий из ста пятидесяти вопросов.
  3. TAS-20 — тест на определение способности передачи эмоционального сочувствия к окружающим. Согласно статистическим данным, более восьмидесяти процентов аутистов испытывают трудности с описанием эмоций окружающих людей.
  4. «Торонтская шкала алекситимии» — этот тест позволяет выявить нарушения в когнитивных функциях и тесных ощущениях.
  5. SPQ — метод тестирования, выявляющий наличие шизоидных черт в психике пациента.
  6. EQ — диагностический инструмент, позволяющий дифференцировать эмпатию.
  7. SQ — тестирующая шкала, оценивающая уровень систематизации.

Обнаружить аутизм у взрослого человека в домашних условиях можно при помощи специального теста. Для этого следует попросить больного зафиксировать свой взгляд на определенном объекте. Повышенная концентрация внимания в сочетании с интересом к объекту является весомым поводом для обращения к врачу. Аутизм на начальных этапах развития, имеет схожесть с «чудачеством», что значительно осложняет своевременную диагностику. Поскольку поведение человека индивидуально и зависит от многих факторов, диагностировать патологию можно лишь в клинических условиях.

Информативность проведенных мероприятий тесно взаимосвязано со степенью выраженности болезни. Среди признаков аутизма следует выделить трудности с созданием коммуникативных связей, избегание зрительных контактов, амимичность и зацикленность жестов. Болезнь может выражаться в виде отсутствия эмоций и непонимания речи окружающих. В этом случае, больной испытывает трудности с осознанием цели обращения и требований окружающих. Данные проблемы приводят к постепенному снижению круга знакомств и отсутствию близких друзей.

В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями

Важно обратить внимание, что взрослые люди, больные аутизмом, ощущают комфорт, лишь находясь в привычных условиях. При смене обстановки существует высокий риск обострения симптомов

Дополнительные признаки аутизма у взрослых выражаются в виде:

  1. Повышенной активности возбуждения нервной системы и манерного поведения.
  2. Психических реакций нетипичной формы, что сочетаются с повышенной раздражительностью при попытке телесного контакта.
  3. Нарушения когнитивных функций в сочетании с низким развитием интеллекта.
  4. Эмоциональной лабильности, шаблонного поведения и монотонности.

Существует более нескольких десятков различных признаков, помогающих распознать аутиста в первые минуты общения. К таким признакам относятся цикличные телодвижения, избегание зрительного контакта и недопонимание в разговоре.

Диагностика аутизма

Как и любое другое заболевание, аутизм выявляется благодаря применению определенных методов диагностики. Лучше, если при подозрении на аутизм обследование будет проведено как можно раньше, ведь в таком случае коррекция тоже может быть начата раньше, а, следовательно, будет более успешной.

В каком возрасте ставится диагноз аутизм

Так как аутизм является врожденным расстройством, его проявления могут быть заметны уже в течение нескольких месяцев после рождения ребенка. Согласно рекомендациям Американской академии педиатров, проводить обследование детей на выявление симптомов аутизма рекомендуется в полтора и в два года.

Во многих случаях симптомы раннего детского аутизма проявляются в период от двух с половиной до трех лет, когда и ставится диагноз аутизм. Именно в это время речевые нарушения и проблемы в общении становятся наиболее явными. Однако во многих случаях и на первом году жизни можно заметить признаки аутистического поведения; если ребенок является первым у родителей, они вполне могут списать эти признаки на особенности характера и индивидуальность самого ребенка

В то же самое время семьи, в которых уже есть здоровые дети, чаще обращают внимание на нетипичное поведение ребенка еще до его поступления в садик.

Иногда аутизм начинает проявляться только после 5 лет, при этом до данного момента ребенок демонстрирует нормальное развитие. Интеллект таких детей относительно сохранен, как и навыки социального общения, однако стремление к уединению и нежелание контактировать с большим количеством людей все же выражено ярче.

Тест на аутизм и другие инструментальные методики

Тесты на аутизм являются удобным средством для самодиагностики, однако они не способны заменить полноценную профессиональную диагностику. Среди таких тестов наиболее известны следующие:

Тест на аутизм AQ.

Данный тест включает 50 вопросов-утверждений, с которыми испытуемый может согласиться полностью или частично, а также частично или полностью их отрицать. По результатам тестирования подсчитывается показатель AQ, и если данное число превышает границу 32, можно говорить о высоком уровне аутистических черт. Однако статистика подтверждает, что некоторые из испытуемых, набравших существенное количество баллов, не испытывали никаких проблем в плане социального общения и не имели подтвержденного диагноза аутизма.

Тесты на когнитивные особенности

Группа тестов, которые призваны оценить особенности мышления человека, возможности контроля собственного поведения и оценки эмоций и мыслей окружающих людей.

Тесты на другие расстройства, в том числе известный тест на алекситимию – отсутствие возможности правильного понимания и выражения собственного настроения и эмоций.

Учитывая, что более 80% людей с аутизмом испытывают подобные сложности, этот тест является актуальным для выявления этого типа вторичного расстройства.

Важно понимать, что, хотя самостоятельное применение тестов и других инструментальных диагностических методик возможно, верно интерпретировать результат может только специалист, подкрепляя свой диагноз результатами других исследований. Часто в комбинации с инструментальными методиками используются методы аппаратной диагностики, позволяющие получить информацию о состоянии мозга и нервной системы, что в свою очередь важно для исключения других заболеваний со схожими симптомами.

Неинструментальные методы диагностики аутизма

К неинструментальным методам диагностики аутизма относятся два основных способа – это наблюдение и беседа. Люди с аутизмом, особенно его глубокими формами, демонстрируют характерное поведение, которое легко отличить от поведения обычного человека: навязчивые движения, следование каким-то ритуалам, отсутствие представления о личном пространстве (или, наоборот, нетерпимость к тактильным контактам), – все это можно заметить, просто понаблюдав за пациентом.

Так как нарушения социальной коммуникации являются одним из типичных проявлений аутизма, беседа является часто используемой диагностической методикой. Оценивается способность больного поддержать беседу, заинтересованность в диалоге, содержание и структура речи, а также другие параметры, которые и позволяют сделать вывод о наличии/отсутствии признаков аутизма.

Симптоматика патологии

Чтобы вовремя выявить тревожную ситуацию, родителям следует внимательно наблюдать за малышом. Все нетипичные проявления поведенческих и коммуникативных реакций, несвойственных по возрасту, нужно обсудить с педиатром. Признаки раннего аутизма у детей проявляются в период с 1,5 до 2 лет.

Признаки раннего аутизма

Поведенческие проблемы

Аутизму присущи следующие черты:

Речевые дисфункции. Многие аутисты не разговаривают совсем, прочие обходятся парой-тройкой слов. Что должно насторожить родителей:

  • груднички не гулят, но издают одни и те же звуки;
  • первые три месяца жизни дети не так активны, как положено в их возрасте;
  • к годику не умеют улыбаться, не реагируют на свое имя, взгляд неосмысленный;
  • до двух лет обзаводятся очень бедным словарным запасом (знают слов 10—15), практически их не используют;
  • к трем годам не могут комбинировать слова и составлять предложения, но способны придумывать собственные обозначения предметам (неологизмы).

Аутисты не используют речь для общения. Такие малыши никогда не пользуются личными местоимениями, а о себе говорят только в третьем лице.

Эмоциональные нарушения. «Дети дождя» при попытках разговора с ними никогда не смотрят в глаза собеседнику, эмоционально никак не реагируя. Такие симптомы аутизма очень расстраивают родителей, ведь малыши сопротивляются любым попыткам приласкать их, погладить, поцеловать.

Проблемы социализации. Больные малыши испытывают сильнейший, вплоть до болезненных проявлений дискомфорт, оказываясь среди сверстников. Маленькие недотроги убегают, пытаясь скрыться от ребячьего гвалта, панически боясь любого общения.

Такие детки не способны выстраивать дружеские отношения, не понимая и не оценивая эмоции посторонних. Они прячутся, выбирая спасительное уединение, которое ограждает «детей дождя» от сильнейших переживаний из-за неумения общаться.

Классификация аутизма

Проявления агрессии. Аутичные малыши остро реагируют на малейшую неудачу и расстройства. Такие эмоции вызывают у них мощную истерику, вплоть до агрессивных проявлений. Агрессия чаще направлена на окружающих людей, в 20% случаях маленькие аутисты стремятся причинить боль себе.

Незаинтересованность игрушками. Малыши с аутизмом не понимают, что делать с игрушками по причине неразвитого абстрактного мышления. Они не станут понарошку поить чаем (как можно размешивать несуществующую жидкость), не умеют представлять, что в руках не палочка, а пистолет.

Аутисты умеют лишь копировать увиденные либо услышанные действия. Но могут использовать игрушки, правда, нестандартными способами: не возить машинку, как обычные дети, а педантично крутить одно колесо, не расчесывать кукле волосы, а однообразно поворачивать кукольную голову в разные стороны.

Страх перед переменами. Поведение маленьких аутистов отличается однотипностью и одинаковыми повторами одного действия. У них присутствует очень развитая компульсивность (стереотипность). Таким детками важен привычный распорядок.

Если что-то меняется в их привычном укладе жизни (переезд, перестановка мебели, даже игрушки, которые стоят не на своих местах), они реагируют бурными агрессивными истериками.

Каждый случай аутизма индивидуален. Многие из симптомов могут и не отмечаться. Известны случаи проявления болезни в легкой форме. Такие люди успешно учатся, работают, заводят семьи.

Физиологические признаки

При диагностике аутизма учитываются не только поведенческие признаки патологии. Отмечаются и иные расстройства: физиологические и физические. Они не всегда встречаются при заболевании, но тенденция к их развитию при аутичных состояниях присутствует:

  • падение иммунитета;
  • судорожные проявления;
  • проблемы в работе поджелудочной железы;
  • недуги ЖКТ (раздраженный кишечник, грибковые заболевания);
  • обострение либо притупления сенсорных реакций (кожного восприятия).

Как и чем помочь больному аутизмом

Пациенты с РАС нуждаются в помощи в любом возрасте, поскольку даже симптомы взрослого аутизма со временем не исчезают. К сожалению, больным с тяжелыми формами патологии нужен повседневный уход и врачебное наблюдение на протяжении всей жизни. Это трудная ноша для родителей, однако правильно подобранная программа коррекции способна облегчить жизнь близких и выработать у аутиста элементарные навыки.

Пациенты с более легкой формой РАС к 20-30 годам как правило уже становятся достаточно самостоятельными, но все равно нуждаются в психологической помощи. На занятиях со специалистом они обучаются:

  • социальным нормам (здороваться при встрече, вежливо себя вести);
  • навыкам общения в коллективе (полноценное трудоустройство);
  • выражать свои желания и эмоции (установление дружеских отношений);
  • понимать чувства других людей и др.

Повышение адаптационных навыков в разы облегчает повседневную жизнь аутистов. Когда они хорошо понимают себя и свое место в обществе, им легче идти на вербальный и невербальный контакт, они начинают жить полноценно, даже учитывая специфику расстройства. Подобную помощь оказывает поведенческая психотерапия, однако не только профильный специалист может помочь аутичному взрослому.

Прикладной анализ поведения (АБА) — это научная дисциплина, позволяющая воздействовать на поведение больного, опираясь на поведенческую теорию научения. Ее легко могут освоить родители аутистов, получив рекомендации и прогнозы от специалиста по прикладному анализу. Вы можете научить ребенка узнавать себя на фото, действовать взвешенно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, справляться с сенсорными нарушениями, не бояться выражать собственное мнение и отстаивать его. Это крайне важные навыки для жизни в обществе, которым можно обучить, зная, как проявляется аутизм у взрослых.

Как распознать РАС

Все основные проявления РАС объединены в так называемую «диагностическую диаду», включающую в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся паттерны (образцы, шаблоны) поведения, области интересов и активностей. Ключевые дефициты социального взаимодействия и коммуникации заключаются: 

  • в недостатке «социально-эмоциональной взаимности», то есть способности делиться мыслями и чувствами с другими,
  • в «дефиците невербального коммуникативного поведения» при общении, что выражается в отсутствии, уменьшении или нетипичном использовании зрительного контакта, жестов, мимики, положений тела и интонации,
  • в дефиците развития, поддержания и понимания отношений, когда интерес к социальному общению со взрослыми и сверстниками может быть значительно снижен или вовсе отсутствует либо наблюдаются нетипичные попытки взаимодействия, которые могут выглядеть разрушительными и агрессивными.

Ограниченные повторяющиеся паттерны поведения, интересов и активностей, входящие в диагностическую диаду РАС, выражаются: 

в стереотипном, или повторяющемся, поведении: у ребенка могут присутствовать различные двигательные стереотипии (хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки, «крылышки»); повторяющееся использование предметов, нефункциональная игра (выстраивание игрушек в ряд, раскручивание круглых объектов); вокализации и эхолалия (повторение только что услышанных слов или, в случае отсроченной эхолалии, услышанных когда-то – например, фраз из мультфильмов). 
В чрезмерной приверженности к постоянству и активном сопротивлении любым изменениям: некоторые дети с аутизмом строго следят за привычным расположением предметов в комнате, на прогулке следуют только определенным заученным маршрутам, и малейшие изменения могут легко вывести их из равновесия. У ребенка может наблюдаться настолько жесткая избирательность в еде и стремление к постоянству, что при изменении упаковки любимого лакомства он может полностью отказаться от него. 
В крайне ограниченных, фиксированных интересах

У многих детей с аутизмом интенсивность увлеченности узкой темой настолько высока, что мешает распределять внимание на другие сферы жизни. Выделяя в общем потоке информации только интересующие их узконаправленные данные, некоторые дети с аутизмом в сравнительно раннем возрасте способны запоминать флаги всех стран, многочисленные исторические даты, вычислять в уме сложные арифметические задачи, испытывая при этом сложности в развитии социальных навыков или навыков самообслуживания. 
В особенностях восприятия сенсорной информации — гиперчувствительности или гипочувствительности к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела в пространстве).

Многие дети с аутизмом более остро воспринимают звуки и запахи или обращают внимание на детали, кажущиеся нам малоинформативными. Обычные сенсорные стимулы (особенно в местах большого скопления людей) могут вызывать у таких детей сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей

У других детей с РАС, наоборот, может наблюдаться сниженный порог чувствительности к некоторым сенсорным сигналам, и такие дети могут быть экстремально терпимы к высокой или низкой температуре или к боли. 

Конечно, некоторые из описанных особенностей могут быть свойственны и людям без аутизма. Например, новые знакомства для очень застенчивого человека сродни подвигу. Нередко встречаются педантичные люди, для которых соблюдение особого расположения вещей и чистоты в доме является крайне важным. Другие сверхчувствительны к громким звукам и не выносят яркого света. Однако диагноз РАС может рассматриваться только в случаях, когда без внешней поддержки эти трудности очевидно мешают успешно самостоятельно адаптироваться и полноценно функционировать в социуме и при отсутствии программ помощи существенно влияют на качество жизни. 

Таким образом, только если человек не обладает достаточными адаптивными возможностями и симптомы диагностической диады вызывают у него «значимые ограничения в социальной, профессиональной или других важных областях ежедневного функционирования», с которыми он не может справиться без внешней поддержки и помощи, можно предполагать наличие у него расстройства аутистического спектра. 

Как не пропустить аутизм у ребенка?

Формы аутизма

Аутизм включает широкий спектр расстройств, относящихся к одному диагнозу. Расстройство имеет много проявлений, причем у каждого человека они разные. Современная медицина делит аутизм на отдельные формы.

Детский аутизм

Включает трудность в том, что человек слышит, видит, переживает, проблемы в общении и воображении. Причина, от чего бывает аутизм у детей, кроется во врожденном нарушении некоторых функций головного мозга; расстройство связано с нарушением ментального развития.

Атипичный аутизм

Применение этого диагноза целесообразно в случае, если расстройство не соответствует критериям для определения детской формы болезни. Он отличается тем, что не появляется до достижения ребенком 3-летнего возраста или не выполняет триаду диагностических критериев. У детей с нетипичным аутизмом в некоторых областях развития имеется меньше проблем, чем при классической форме расстройства, – могут проявляться лучшие социальные или коммуникативные навыки, отсутствие стереотипных интересов.

У этих детей развитие частичных навыков очень неравномерно. В отношении сложности лечения, атипичный аутизм не отличается от детского.

Синдром Аспергера

Характеризуется нарушениями коммуникации, воображения, социального поведения, которое противоречит разуму.

Социальные аномалии при этом синдроме не столь серьезны, как при аутизме. Основная особенность – эгоцентризм, связанный с отсутствием способности или желания взаимодействовать со сверстниками. Типичны для синдрома навязчивые особые интересы (например, изучение расписаний, телефонных справочников, просмотр определенных телевизионных программ).

Люди с синдромом Аспергера предпочитают самостоятельную деятельность, общаются особым образом. Для них характерно подробное выражение, общение только с объектом их интереса. Они обладают широким словарным запасом, запоминают различные правила или определения, удивляют точной и сложной профессиональной терминологией. Но, с другой стороны, не могут определить значение некоторых слов или правильно использовать их в предложении. Их речь имеет странную интонацию, темп ускоряется или замедляется. Голосовая речь может быть ненормальной, монотонной. Социальная наивность, строгая правдивость, шокирующие заметки, с которыми дети или взрослые обращаются к неизвестным людям, также относятся к характерным проявлениям синдрома Аспергера.

При расстройстве наиболее поражается грубая моторика, человек неуклюжий, ему бывает сложно научиться ездить на велосипеде, плавать, кататься на коньках, лыжах. Интеллект сохраняется, иногда он даже выше среднего.

Дезинтеграционное расстройство (синдром Геллера)

После периода нормального развития ребенка, длящегося как минимум 2 года, по неизвестным причинам происходит регрессия в приобретенных навыках. Развитие нормальное во всех областях

Это значит, что ребенок в 2-летнем возрасте говорит короткими фразами, обращает внимание на стимулы, принимает и инициирует социальные контакты, жестикулирует, для него характерна имитационная и символическая игра

Начало расстройства проявляется в возрасте 2-7 лет, чаще всего, в 3-4 года. Ухудшение может быть внезапным, продолжаться несколько месяцев, чередоваться с периодами затишья. Ухудшаются коммуникационные и социальные навыки, часто с поведенческими расстройствами, типичными для аутизма. После этого периода может произойти повторное улучшение навыков. Однако, нормального уровня они больше не достигают.

Синдром Ретта

Впервые этот синдром был описан доктором А. Реттом в 1965 г. Расстройство встречается только у девушек, сопровождается серьезной ментальной недостаточностью. Это неврологическое заболевание. Причина – генетическая; недавно был обнаружен ген, отвечающий за нарушение дистального длинного плеча Х-хромосомы. Синдром характеризуется ранним развитием, в течение 6-18 месяцев. После 18-месячного возраста наблюдается период застоя и регрессии, в течение которого ребенок теряет все приобретенные навыки – как локомоторные, так и речевые. Наблюдается также замедление роста головы. Особенно характерна потеря функциональных движений рук.

Тест на аутизм у взрослых

Существует много вероятностей диагностических шкал. Опишем самые распространенные методы:

  1. При неврозе, тревоге, депрессии, шизофрении, аутизме можно использовать тест «RAADS-R»;
  2. Для диагностики применяется схема «Aspie Quiz», позволяющая выявить нозологию на основе 150 вопросов;
  3. Более 80% пациентов с аутическим расстройством не способны передать чувства другого человека, описать эмоциональный фон окружающих. Тест носит наименование «TAS20»;
  4. Нарушение когнитивных расстройств, патология телесных ощущений при аутизме выявляется тестом под названием «торонтская шкала алекситимии»;
  5. Шизоидные черты психики человека выявляет «SPQ»;
  6. Дифференцировать эмпатию позволяет «EQ»;
  7. Уровень систематизации оценивается шкалой «SQ».

На начальном этапе в домашних условиях установить симптомы аутизма у взрослого человека позволяет тест фиксации взгляда на определенной точке. Серьезным поводом для подозрений является усиленная концентрация на интересном объекте.

Несмотря на то, что взрослые аутисты обладают некоторой степенью «чудачества», не всегда удается выявить заболевание на начальной стадии. У каждой категории пациентов прослеживаются определенные критерии поведения, позволяющие диагностировать формы болезни.

Результаты теста зависят от степени выраженности аутизма. У большинства пациентов прослеживается амимичность, проблемы с жестикуляцией, трудности с привычным общением, нарушение зрительного контакта с близкими людьми.

Основным проявлением аутического расстройства у взрослого является непонимание речи, трудности с эмоциональной сферой. Невозможность осознания сути обращения и потребностей окружающих. Неспособность построить дружеские отношения приводит к отсутствию друзей и знакомых.

Взрослые люди с аутизмом чувствуют себя спокойно только в привычной ситуации, когда отсутствуют внешние раздражающие факторы. Смена обстановки обостряет клиническое течение патологии.

Дополнительные симптомы, как распознать аутизм:

  • Манерность, психическая возбудимость, гиперреактивность, постоянная ходьба по комнате – это первые проявления патологии;
  • Нетипичные чувствительные реакции сопровождаются сильной раздражительностью при дотрагивании до кожных покровов. Даже приветствие за руку, привычное для мужчин, вызывает сильную панику аутистов;
  • Когнитивные расстройства у детей с аутическим синдромом переходят во взрослое состояние, поэтому возможна умственная отсталость;
  • Нарушение эмоциональной сферы в виде лабильности, монотонности, шаблонного поведения сохраняется до последнего дня жизни пациента.

Взрослых аутистов распознать легко после первичного общения, по таким специфическим признакам, как отсутствие контакта на глаза, непонимание сути обращения, цикличное повторение определенных действий.

Диагностика симптомов аутизма затрагивает моменты социального и бытового поведения пациентов. Диагноз не вызывает сомнения при тщательном сборе анамнеза.

Годы в старших классах: что ждет ребенка и к чему его готовить

Окончив среднюю школу, ребенок начинает сталкиваться с новыми требованиями. Ученики начинают заниматься в разных аудиториях, появляются сложные инструкции, для каждого задания используются новые учебники. Нужно выполнять не просто домашнее задание, а делать целые проекты, что требует организации рабочего процесса.

Поэтому родителям и школе нужно осуществлять постоянную помощь подростку, которому сложнее адаптироваться к новым условиям.

Стоит сказать о протекании полового созревания, которое дается аутистам особо сложно. Это не значит, что подросток не понимает, как устроена репродуктивная система. Но принять изменения в себе ребенку бывает сложно. Родителям нужно провести беседу о тонкостях интимной жизни, поговорить по душам.

Многие подростки с РАС могут нуждаться в напоминании о придерживании правил гигиены. Родители должны отслеживать регулярность приема душа, бритья, опрятности одежды и наружного вида в целом

Важно донести, что личная гигиена важна как для здоровья, так и нормального существования в коллективе

Аутисты часто сталкиваются с изоляцией от участия в социальной жизни. Ученики с РАС реже участвуют в общественных и школьных мероприятиях. Дети с расстройством на 40% реже встречаются с друзьями вне школы, не созваниваются с ними по телефону без необходимости.

Просто найти общий язык со сверстниками им трудно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий