Татары

Ход занятия:

Организационный момент:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой- оленевод.

Один кумыс готовит, другой- готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

Воспитатель:

-Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы и рассуждения детей.)

-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей республике Мордовии?

Дети:

-Русские, мордва, татары,украинцы.

Воспитатель:

-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности.Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру,праздники,обычаи и традиции, которые помнит и чтит.

Основная часть:

Воспитатель:

-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом,место где проводят праздник называют» майдан», его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа.Во время праздника проводятся игры: борьба «кереш», «скачки на лошадях», победитель получает живого барана.

-После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

-А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.

Буген безде Сабантуй

Эшлереннен барын куй!

Тизрек йегер мейданга,

Байрам башлана анда.

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.

(Включается отрывок песни Сабантуй.)

-Понравилась вам песня? Какая она?

Дети:

-Веселая, задорная.

Воспитатель:

-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм?

(Демонстрация слайдов.)

-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом.Преобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка,одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.

-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Гульнара. У них красивые татарские имена. И по национальности они татарки. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?

Дети:

-Исянмесес.

Воспитатель:

-Во, что они одеты?

Дети:

-В татарские национальные костюмы.

Воспитатель:

— Ребята, кто скажет, что у Гульнары на голове?

Дети:

-Калфак.

Воспитатель:

-Что у нее одето поверх платья?

Дети:

-Камзул.

Воспитатель:

-Как называются сапоги у Ляйсен?

Дети:

-Ичеги.

Воспитатель:

-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется» Тюбетейка».

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается,на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)

Дети:

-Да.

Заключительная часть:

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-Какие новые слова узнали?

-Как называется любимый татарами праздник?

Дети:

-Сабантуй.

Воспитатель:

-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?

Дети:

-Калфак и тюбетейка.

Воспитатель:

Дети:

-Савбулыгыз!

Воспитатель:

— Ребята вы все хорошо поработали на занятии, и куклы приготовили вам сюрприз. Они хотят угостить вас татарским национальным блюдом чак-чак.

Предсвадебные хлопоты

Итак, свадебную обрядность татар условно можно разделить на три основных действия: предсвадебное, сама свадьба и послесвадебное.

В предсвадебные мероприятия входит сватовство, представляющее собой согласие на брак и оговаривание условий его заключения. В качестве сватов чаще всего отправляли родственников жениха. Однако, как было отмечено К. Насыри, «бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа».

В татарском доме. Фото zidanio.livejournal.com

Сваты должны были не только хорошо говорить, рассказывая о претенденте, но и в одежде у них были особенности. Так у свата, одна штанина закатывалась выше колена, а у свахи выпускалась поверх голенища сапога.

После первого посещения сватов, а они могли приходить по пять-шесть раз, прежде чем получат ответ, родители собирали близких родственников на совет. Во время каждого из приходов сватов вели переговоры о том, что будет подарено со стороны жениха (калын) и в каком количестве. В качестве подарков были в ходу верхняя и нижняя одежда, головные уборы, обувь. Причем, обязательной частью были перины. Зачастую, в калын входила скотина — лошадь, корова, овцы, птица и пр. К тому же, со стороны жениха до свадьбы должны были выплатить обговоренную сумму денег (которые, обычно использовались родителями невесты для приготовления приданного, даров), а также привезти определенное количество продуктов — мясо, масло, молоко, мед, чай. По сведениям К.Ф. Фукса, калын мог составлять «у богатых татар в Казани от трех до пяти тысяч рублей, смотря по состоянию жениха и невесты. В деревнях у зажиточных от двухсот до пятисот рублей, у бедных от пятидесяти до ста рублей».

По достижении обоюдного согласия сторон родители невесты приглашали на сговор-помолвку и родителей жениха и сватов, где в знак окончательной договоренности стороны обменивались подарками. По возвращению в дом, родители жениха устраивали праздничное угощение, во время которого всем сообщалось о согласии со стороны невесты, сроках проведения свадьбы, гостях и их посильной помощи при приготовлении выкупа. На показ гостям выставляли полученные подарки, а все присутствующие выделяли небольшую сумму денег для невесты.

После сговора-помолвки между будущими родственниками проводили встречи с обоюдным обменом подарков и угощением для их знакомства друг с другом. В это предсвадебное время бытовал обряд смотрин невесты. Он мог иметь немного разные вариации, но основа была одна, когда мать жениха и его родственница знакомились с невесткой. Так, например, в некоторых районах (по материалам Р.К. Уразмановой) мать жениха должна была узнать «свою» среди других молодых девушек покрытых платком/шалью. После проходило взаимное одаривание. В доме невесты также проводился девичник со свадебным угощением.

После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской. Фото aif.ru

На мальчишник, проводимый в доме жениха, собирались не только родственники, но и друзья. Жених одаривал гостей небольшими подарками, а в ответ получал деньги. В ночь перед свадьбой могли проводить «ночную свадьбу», когда на вечернее чаепитие в дом невесты приглашался жених с друзьями. После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской.

Таким образом, в предсвадебную обрядовую часть входило неоднократное посещение родственников молодоженов для знакомства, обмена подарками и оказания помощи в приготовлении свадьбы.

О самом обряде бракосочетания (никах) и послесвадебных традициях — в продолжении

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Мин сине поддерживать итәм?

В ходе интернет-полемики вокруг Института истории им. Ш. Марджани АН РТ частенько звучит татарская народная пословица «Татар башын татар ашар». Дословный перевод — «голову татарина съест сам татарин», т.е. во всех спорных и сложных ситуациях, когда обычно наблюдается солидарность соплеменников, у татар все ровно наоборот. Конечно, это абсолютизированный вывод, который ни в коей мере не отражает всю суть татарской нации. Однако вполне верно подмеченная характеристика некоторой особенности татарского менталитета.

Ведь если призадуматься, в татарском языке нет даже точного перевода обыкновенного слова «поддержка». Конечно, мне тут же скажут, а как же «ярдәм». Но это ведь обычная «помощь». Помогают старикам, помогают по хозяйству… А вот поддерживают равноправного субъекта общения, его начинания, взгляды, общественные деяния. Но когда встречаются два сильных татарина, всегда ли готовы они идти одной дорогой? Неужели это означает, что татары совсем не поддерживают друг друга? За примерами далеко ходить не надо — всего сто лет назад было примерно то же самое: полемики в прессе, интриги… великая татарская энергия привычно крушила свое, родное.

Прогрессивный имам не захотел подчиняться купцу-благотворителю, который до этого держал в руках всю общину (известный случай с Шигабутдином Марджани и купцом Юнусовым). Фото Олега Тихонова

Видео: традиции и обычаи на татарской свадьбе

Татарское свадебное торжество, проведенное в соответствии со всеми традициями и обычаями – это большой праздник, с которого начинается долгая, счастливая жизнь молодой супружеской пары. Священные обеты, которые дают новобрачные перед муллой и близкими родственниками, придают религиозному мероприятию особую торжественность, скрепляют семейный союз на долгие годы. Теплые слова, искренние пожелания родных, радость, счастье за новобрачных надолго останутся в памяти молодоженов и гостей свадьбы.

Даже если вы решили организовать скромное мероприятие, упростив церемонию или отказавшись от нескольких татарских свадебных обрядов, помните о том, что главный смысл благочестивого Никах – укрепление любви друг к другу. Создавая союз, не забывайте о взаимном уважении, доверии между супругами, которые являются крепким фундаментом для любой семейной пары. Красивую, трогательную свадебную церемонию татарского бракосочетания смотрите в видеоролике:

Праздники татарского народа

Как и все мусульмане, татары выделяют для себя 4 наиболее важные даты в году:

Ураза-байрам;

Корбан-байрам;

День рождения пророка Мухаммада

Сабантуй.

Ураза — байрам. День после священного поста Рамадана. К слову, когда наступает пост у мусульман появляется огромное количество ограничений. А именно:Нельзя есть;Нельзя пить;Нельзя курить;Нельзя предаваться любви.

Ограничения действуют от рассвета до заката. Все это в сопровождении молитв. После 30-ти дней поста наступает праздник. В этот день произносится особая молитва, праздничный стол, который «ломится» от национальных блюд. Также в этот день принято давать милостыню.

Курбан- байрам. День, когда принято приносить жертвоприношения. Дата еще и день памяти пророка Ибрахима. В этот день принято надевать на себя лучшее одеяние, ходить в мечеть, и обязательно заколоть барана, овцу, корову

Важно, чтобы животное было чистым. Мусульмане верят, что принося жертвоприношение, они чистят свои души от греха

Еще татары отмечают день рождения пророка Мухаммада. Накрывают праздничный стол и отдают дань уважения.

Сабантуй — особый праздник для татар. Это праздник, имеющий древнюю историю. Все тюркские народы отмечают сабантуй. День, который знаменует начало посевных. В этот день принято накрывать на стол национальные блюда, петь национальные песни и танцевать национальные танцы. Интересно, что сабантуй входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Праздник имеет богатую историю. Начинается она в 921 году. В общем сабантуй- праздник труда и объединения народа.

Стандартная схема устранения конкурентов в ХIХ веке

Сколько было таких примеров, когда таких мулл, как и имама Шигабутдина Марджани в свое время, пытались отстранить от дел, ссылаясь на то, что совершил обряд никаха с несовершеннолетней невестой? Как будто родители невесты до этого не знали возраст дочери и спохватились только после бракосочетания, а то и через несколько лет, когда внуки уже появились. А вот именно так устранил Юнусов в свое время Марджани, но знаменитый богослов все же остался в Казани.

Велика была цена его потери медресе «Марджания» — колыбели будущего обновленческого движения, или джадидизма. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Слишком велика была цена его потери — медресе «Марджания», колыбель будущего обновленческого движения, или джадидизма. Ибрагим Юнусов, конечно же, был выдающимся предпринимателем, не жалел средств на благотворительность и много сделал хорошего во благо Казани (открыл приют, построил мечеть и т.д.), но не всегда улавливал интеллектуальные тренды времени.

Религиозные праздники

В татарском языке для религиозных праздников существует отдельный термин – «гает».  Как любые мусульмане, татары очень щепетильны в отношении своей религии, поэтому традиции, связанные с мусульманством, соблюдаются ими неукоснительно. Прививая их с самого детства, эти люди хранят их в душе на протяжении всей жизни, как стержень своего народа и культуры.

Утром во время религиозных праздников для татар обязательной является молитва, которую всё мужское население обязательно проводит у могил умерших родственников. Такая молитва направлена на то, чтобы помнить свои истоки и даровать предкам, которые очень почитаемы в мусульманстве, благую загробную жизнь.

Рамазан

Этот праздник в языке тюрков называется «ураза». Приходится он на девятый по счёту месяц в соответствии с календарём мусульман. Именно в этот месяц пророку Мухаммеду явился ангел, который передал ему откровение божье. Это откровение стало частью Корна – святой для турок книги.

На этот период выпадает пост, который должны выдержать истинные мусульмане. Это вызывает укрепление их духа и милость Аллаха. Традиция постов этого народа резко отличается от православного мира. Есть кушанья, пить напитки и предаваться удовольствиям нельзя на протяжении светового дня, от восхода Солнца до заката. В это время необходимо искренне молиться, продолжая работать, и думать о самодисциплине. В современном Татарстане многие именно в это время предпочитают заниматься благотворительностью.

Курбан-байрам

Этот день посвящён праздничному жертвоприношению по поводу окончания хаджа – паломничества в Мекку. Праздник приурочен к десятому дню двенадцатого лунного месяца.

В святом писании сказано, что во сне пророку Ибрахиму было передано повеление Аллаха о том, чтобы принести в жертву жизнь любимого первенца. Несмотря на сильную любовь к отпрыску Ибрахим повёл себя как настоящий мусульманин, и начал приготовления к жертвоприношению. Однако в последнюю минуту Аллах остановил татарина. Такое задание было проверкой на силу веры для Ибрахима, и он с честью выдержал эту проверку, поэтому жертву разрешено было заменить на ягнёнка

Курбан-байрам служит напоминанием для верующих о милосердии Аллаха, его великой милости и важном значении нерушимой веры

Традицией этого дня является жертвенное закалывание барана. Раньше жертвенным животным часто становились быки или верблюды, но на протяжении последнего столетия от такого обычая отошли.

Смысл Курбан-байрама не в том, чтобы заколоть животное, приготовить и съесть в своей семье. Традиционно тушу нужно разделить на три равные части. Одну можно оставить для себя и своей семьи, вторую подарить тем, кто живёт более бедно, а третью раздать тем, кто просит милостыню. Это наполняет душу верующих благодатью и добром.

Особенности национальной кухни татар

Татары имениты не только своим отношением к старшим, но и изысканной национальной кухней и гостеприимством. Татары всегда рады гостю в доме. Принято отдавать все самое лучшее. Интересно, что татары могут и обидится, если предложенное ими блюдо не будет съедено.

Национальная кухня – разнообразна. Она знаменита своим нестандартным сочетанием продуктов. Вкус татарского блюда трудно забыть. Чак-чак, мед, катык, ал-май, ароматный чай, щербет. К слову, здесь принято так называемое «взаимное угощение». Это значит, что гость, приходя в дом обязан что-то принести хозяевам. Не смотря на то, что у татар, как и у всех мусульман, есть ограничения в еде (Коран запрещает есть некоторых животных и принимать алкоголь) блюда здесь изысканные. По исламское этике, принятие пищи начинается с омовения и молитвы. Итак, чем же именита национальная кухня татар:

Шурпа – иными словами суп, точнее бульон, сваренный из барана, лука и картошки. Это очень жирное блюдо;

Коштеле или как звучит это по-русски «хворост»;Губадия. Пирог с мясной начинкой. Обязательно присутствует сушенный творог;

Кастыбый- это пресная лепешка с овощами;

Эчпочмак – своего рода пирожок с начинкой. Это может быть мясо или картофель с луком;

Чак-чак – визитная карточка татар. Это сладость из теста.

Слив для мойки

Ведат Догу, 59 лет, родной город — Эскишехир, руководитель культурной организации казанских татар в Эскишехире

О переезде

Мои предки в 1893 году иммигрировали в Турцию из местности Бавлы — Татарстан. Сначала жили в Стамбуле, а после переехали в Эскишехир. Создали сообщество, где собрали 30 татарских семей. Образовали деревню Османие, в которой проживали одни татары. Я родился в 1961 году в Эскишехире.

О татарской диаспоре

В 1992 году мы открыли культурную организацию казанских татар в Эскишехире. До 1980-1990 годов в селе жили только казанские татары. Но последние 30 лет здесь проживают и турки.

В Эскишехире живет 2000-2500 казанских татар — это столица татар в Турции. Под Эскишехиром есть село, в котором проживает около 150 000 крымских татар. Многие переезжают в Стамбул и Анталию.

Внешность

Одежда

Костюм казанских татар имеет туникообразный покрой. Мужчины и женщины носят шаровары, которые внешне похожи, но рубашки отличаются существенно: украшения женской рубахи выполняются с помощью мелких оборок. Эффект создает аппликация на груди, а у мужчин рубаха имеет более строгий вид. Поверх рубахи носили камзолы, причем у женщин они были без рукавов. Материалом для шитья выбирали бархат, украшая борта тесьмой и мехом. Оттенки использовали яркие.В качестве украшений использовали металлические пояса, воротниковые застежки, ажурные пуговицы. Татары очень любили монеты «екатерининские» и «елизаветинские» — они тоже красовались на нарядных одеждах. Мужчины носят полусферическую или подобную конусу тюбетейку. Материал, из которого она вышивается, декорируется вышивкой. Женские головные уборы иногда украшают жемчугом, монетами, гладью. Основным женским головным убором служит калфак с покрывалом, закрывающим лицо женщины. Для украшения кос до сих пор используют кисти с чулпами. Применение таких приспособлений нужно для ускорения роста волос — по крайней мере, так считают сами татарки. Настоящий шик татарской моды — сапоги ичиги, сделанные из цветного сафьяна. Их делали исключительно из кожи, украшая растительным орнаментом. Казанские татары прославились нанесением мозаичных узоров. На украшения татары никогда не скупились, особенно если речь шла о женщине. Общий вес украшений мог достигать 6 кг. В ход идут серебро, яшма, коралл, янтарь, бирюза. Такая страсть обуславливается не только стремлением к красоте, но и желанием защититься от злых сил. Например, бирюза оберегает от сглаза, а браслеты из серебра помогают защитить любовь. Без преувеличения, казанских татар можно считать мастерами на все руки. Они добились значительных высот в ремеслах, кулинарии, создали неповторимую культуру. Неудивительно, что именно их творчеством восхищались во всей Российской империи и за ее пределами. До сих пор изделия прославленных ремесленников можно видеть в музеях Казани, что служит наглядным свидетельством непревзойденного мастерства.

Отзывы с FOURSQUARE

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость — важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

Температурный режим

Наиболее благоприятная температура для появления первых ростков – 22-25°С, но не ниже 18°С.

Интересные традиции

С татарскими традициями связано несколько интересных фактов:

  • Вышитые узоры. Следуя Корану, татары-мусульмане старались не делать изображений людей, поэтому орнаменты на одежде преимущественно растительные и геометрические.
  • Трезвые праздники. На татарских застольях практически никогда нет алкогольных напитков, так как ислам предписывает вести трезвый образ жизни.
  • Отношение к сиротам. Дети, потерявшие родителей, редко попадают в приюты. Родственники стараются забрать сирот в свои семьи.

Традиции и обычаи Татарстана занимают важное место в жизни всех жителей Республики. Зная татарские обычаи, можно лучше узнать и понять этот удивительный народ

Мужчины и женщины других национальностей и верований могут многому научиться у своих сограждан.

Обряды и обычаи татарского народа

Татарский народ, как уже было сказано ранее, богат на традиции. Они чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. К примеру, когда рождается ребенок, его пуповину прячут в вещи папы. И по обычаю – обряд «авызландпру», что в переводе означает «давать пробовать». Хлеб, мед и масло заворачивают в ткань, мастерят, что-то вроде соски и дают новорожденному. После, спустя сутки принято делать детскую баню. Моет ребенка повитуха. Выбрать имя ребенку — тоже обряд. В дом приглашали муллу, который и давал имя новорожденному. Татары верили, что от имени зависит жизнь и будущее дитя.

Особенно интересны свадебные обряды. Первое, что нужно знать – это «калым». Итак, к любому торжеству у татар принято тщательно готовится. К свадьбе особенно. Для начала родители будущих молодожёнов обсуждают приданное – это то, что должны дат родители невесты будущей семье. После калым – то, за что жених выкупает невесту у родителей. Калым может быть уплачен не сразу. Все строится на доверии.

Что касается приданного, так это вещи, которые необходимы молодоженам. Зачастую родители всю жизнь собирают это самое приданное. Родители жениха собирают калым. Свадебное торжество принято проводить в семье невесты. В канун свадьбы представительницы прекрасного пола, вместе с невестой гадали.

В день свадьбы, торжество открывали молитвой муллы. И только тогда жених, и невеста становились мужем и женой. Девушки со стороны невесты занимались обрядом брачного ложа. То есть они готовили постель к первой брачной ночи молодоженов. После ночи, муж и жена шли в баню. По обычаю гостей делили. Отдельно женщины, отдельно мужчины.

Торжество проходит весь день. Вот что интересно, после свадьбы мужчина всего 7 дней проводит с женой, после он идет к родителям и живет там. Жену он посещает, но ночь проводит в доме родителей. Это может длиться до двух лет. Пока супруг не построит новый дом или не выплатит калым. Второй этап свадьбы проходил, когда муж перевозил супругу в новое строение.

«Вероятно, часть знати рассчитывала, что восстановится Казанское ханство»

— Звучали версии, что участие татар в тех событиях объяснялось их практичностью: поскольку татарам за ратную службу обещали земли. Можно ли сказать, что татары пошли воевать из желания простой стабильности в государстве?

— Я думаю, в тот момент ситуация для этих людей, населяющих территорию бывшего Казанского ханства, не была стабильной. Всего 60 лет прошло, или даже меньше, от завоевания Казани. И тогда процессы шли еще медленнее, чем сейчас. Поэтому стабильности для них никакой не было.

Естественно, людям хочется всегда именно стабильности, потому что это означает безопасность, реализацию естественных потребностей… Может быть, часть людей действительно шла участвовать именно ради стабильности. Это не исключено, потому что такое желание — естественное желание человека, и человека любой национальности.

Возможно, часть татарской элиты уже поняла, что их ситуация быстро не поменяется. Я сейчас читаю воспоминания русской эмиграции в Стамбуле, которая все надеялась, что вот-вот закончится все в России с революционным движением, и Советская Россия рухнет! Но она рухнула только 70 лет спустя.

Вероятно, часть мурз, татарской знати, рассчитывала в тот момент, что восстановится независимое Казанское ханство. А часть поняла, что, скорее всего, прошлое уже не вернуть, и решила в новых реалиях действовать соответственно, чтобы жить более-менее хорошо. Сегодня российское общество тоже меняется. И кто-то сопротивляется этим процессам, а кто-то — как некоторые певцы и актеры — решает, что ничего сделать все равно не могут, и решают для себя: «Давайте будем агитировать за новые поправки к Конституции!», пытаются приспособиться.

— Некоторые наши историки высказывали мысль, что татарам был свойственен тогда «имперский дух», что в принципе в тот момент им была нужна сильная империя, включающая территорию их проживания, а не столько утерянное Казанское ханство.

— Мне кажется, если говорить про XVII век, вряд ли татарам были свойственны имперские тенденции и желание их реализовывать в новом государстве, в которое они сами буквально только что влились, и еще не было понятно, рассчитывали ли они быть поданными того Российского государства в дальнейшем. Или же они, или часть из них, рассчитывали, что в конечном счете восстановят свою автономию.

— Во Второй мировой войне со стороны США в их войсках в борьбе с немцами участвовали афроамериканцы, хотя они, несмотря на формальное равенство, не были полноправными гражданами. Можно ли провести параллели с участием татар в событиях Смуты? Потому что ни татарам, ни афроамериканцам никаких «плюшек» за это не полагалось. Тогда логично, если бы татары воевали на стороне польских интервентов?

— Конечно, но логика же разные выкрутасы может выделывать. Но то, что вы говорите, вполне трезво. Как, согласен, можно и провести соответствующие параллели между участием афроамериканцев в войне, будучи в то же время притесняемыми, и участием татар в событиях Смуты. Но ведь тоже, как не крути: чернокожие американцы были гражданами, а татары в XVII веке были подданными российского государства.

— Согласны ли вы с мнением, что большинство людей, неважно какой национальности, этноса, в принципе, готово принять любую власть, так как для них важнее не большая политика, а свой угол, и, как говорится, своя рубашка ближе к телу?

— Думаю, да. Потому что большие события делает небольшая группа людей обычно. Можно сколько угодно иронизировать над теорией пассионариев Льва Гумилева, но в ней все равно что-то есть. Действительно, существуют пассионарии, а есть те, для кого стабильность превыше всего. Это нормально — быть пассионарием определенному небольшому числу людей, и нормально — большему числу людей быть антипассионариями, апологетами стабильности.

Большей части любой нации, народа все равно, до тех пор, пока к ним лично в дом не пришли с автоматами или с вилами (если брать XVII век). А ведь бывает, что приходят уже в дом — и тогда уже все начинают задумываться и предпринимать определенные действия. И это никакая не специфика татарского, или, например, русского народа. Это вообще свойственно людям — вспомним известную пирамиду потребностей Абрахама Маслоу.

Печальный ритуал

Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для мужчин составляет 17 метров, для женщин — 12 метров.

Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а ногами — на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман — Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 40 день и год. В первую дату гостей мало. Это в основном пожилые мужчины, на седьмой день приглашают женщин. На сороковину и год со дня смерти помянуть покойного приходят все желающие.

Примечания

Можно ли вырастить лимон из косточки в домашних условиях

Лимон — растение уникальное и полезное во всех отношениях. Плоды содержат большое количество витамина С, незаменимого при простуде и для повышения иммунитета. Лимонный запах улучшает настроение, бодрит и придаёт жизненных сил. А вечнозелёное дерево и во время цветения, и в период плодоношение дарит невероятное эстетическое удовольствие.

В цветочном магазине лимон стоит очень дорого, и не каждому по карману приобрести заветное дерево. А как же хочется иметь дома такую красоту. Выход есть. И он лежит, нет, не на поверхности, а внутри. Внутри лимона. Это, конечно же, косточка.

Выращивать лимон из косточки — увлекательное занятие. Наверняка многие скажут, что это довольно сложно сделать, ведь растение экзотическое. На самом деле ничего сложного в этом нет. И сейчас вы сами в этом убедитесь.

Вырастив лимон из косточки, можно не только любоваться его внешним видом, но и получать пользу для организма

Заключение

Меры борьбы с болезнью Марека исчерпываются вакцинацией суточных птенцов, регулярной дезинфекцией помещений, помета, инвентаря, соблюдением зоогигиенических параметров, поскольку лечение неэффективно. Чистота не может воспрепятствовать заражению пернатых, но способна минимизировать риски. Важным правилом при разведении птицы является раздельное содержание разновозрастных особей. Если заражение произошло, требуется вакцинировать здоровый молодняк, таким путем достигается сохранение части поголовья.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий